Новости и события
Главная / Новости и события
5 Октября 2012

В Махачкале прошло выездное заседание Правления Союза российских городов

 5 октября 2012 года в Махачкале прошло выездное заседание Правления Союза российских городов. Члены Правления и участники заседания обсудили ряд важных вопросов, касающихся местного самоуправления и развития территории. По итогам обсуждений были приняты решения. Также в рамках заседания участники обменялись положительным опытом работы на местах.
На повестку было вынесено пять вопросов: часть из них носила осведомительный характер – о работе правления, об эффективных формах работы на местах, другая – требовала коллективного участия в обсуждении докладов, тем более что вопросы касались наболевших тем – это агломерации, бюджетная обеспеченность местных бюджетов и вопрос соблюдения интересов муниципальных образований при принятии документов стратегического планирования.
Генеральный директор Союза российских городов Александра Игнатьева вкратце остановилась на первом вопросе «Об исполнении решений общего собрания Союза российских городов». С ее слов, все шесть решений, принятых на собрании, были исполнены. Также генеральный директор СРГ предложила провести в Москве последнее заседание Правления за текущий год. Следующим докладчиком – директором Центра стратегического консалтинга Андреем Максимовым – был озвучен вопрос о содержании и перспективах необходимости совершенствования законопроекта о государственном стратегическом планировании, рассмотренный ранее на заседании экспертного совета СРГ. В итоге было высказано несколько предложений. И в первую очередь касающихся концепции. Законопроект основан на идее централизации при принятии документов стратегического планирования. Однако представляется эффективным основать его на идее не только централизованного стратегического планирования, но и параллельной согласованной разработки документов. А именно: когда разрабатывается федеральная стратегия, в ее разработке должны принимать участие региональные и муниципальные органы власти, и этот документ должен согласовываться с региональными и местными стратегиями. Второй момент – муниципальные образования вправе принимать свои муниципальные стратегии, и это тоже должно быть законодательно закреплено. Также необходимо унифицировать сроки стратегического планирования на каждом уровне, являющиеся на данном этапе весьма условными. С докладом по вопросу «О состоявшемся заседании экспертного Совета Союза российских городов. О перспективной деятельности рабочей группы для разработки модели управления городскими агломерациями» выступил заместитель главы Администрации города Нижний Тагил Юрий Кузнецов. В рамках вопроса им была озвучена важная проблема отсутствия законодательно закрепленных вопросов межмуниципального взаимодействия. Критерием создания агломераций являются возможные суточные миграции, отметил докладчик. Он привел в пример факт того, что жители Нижнего Тагила ездят на работу в ближайшие города. Схемы агломерации могут быть разными. Это может быть один город, который объединяет близлежащие, а могут быть и несколько городов-центров. Участники заседания выразили уверенность, что к концу года они смогут выйти на вполне внятные предложения по изменению законодательства в части расширения возможностей межмуниципального взаимодействия. Кстати, мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев уже работает в этом направлении, и он поделился своим опытом. «У нас есть 131-й закон, и у нас есть наша действительность, – отметил он. – Крупный город является пуповиной для подачи ресурсов во все окружающие его территории. Потому что здесь все построено. К примеру, в Ростове-на-Дону мы сейчас имеем мощности воды, которые обслуживают и три сельских района. Сейчас мы строим дополнительные объекты, чтобы подать воду дальше. Спрашивается, нам это нужно для развития территории? Вроде нет. А избыточная мощность затрагивает экологический вопрос. Дальше – это социальная проблема. Президент России принял решение, что надо выделять земельные участки семьям, где есть трое детей. Мы столкнулись с проблемой нехватки земель под эти цели. Далее мы решили поставить мусороперерабатывающий завод, который мог бы обслуживать несколько территорий. Опять возникают вопросы, которые должны регулироваться и нигде не прописаны».Вопрос о реализации мер, направленных на повышение бюджетной обеспеченности местных бюджетов, раскрыл начальник отдела социально-экономического развития муниципальных образований Департамента развития регионов и муниципальных образований Министерства регионального развития РФ Владислав Половинка. С его слов, в налоговом кодексе прописано всего два налоговых дохода местного уровня – земельный налог и налог на имущество физических лиц. Но при этом в бюджетном законодательстве установлен достаточно большой перечень дополнительных доходов для зачисления в местные бюджеты. За последние пять лет доходы в местный бюджет увеличены в два раза. В субъектах РФ также устанавливаются свои нормативы. Принят 94-й Федеральный закон, которым предусмотрено, что с 2013 года в бюджеты МО будут полностью зачисляться доходы от единого сельхозналога. Также ведется работа для введения местного налога на недвижимость. В текущем году проводится массовая кадастровая оценка объектов недвижимости. Он озвучил несколько предложений СРГ.
По четвертому вопросу с докладами выступили Глава города Махачкалы, Председатель Совета муниципальных образований РД Саид Амиров, мэр города Ростова-на-Дону Михаил Чернышев, глава города Перми Игорь Сапко, мэр города Великий Новгород Юрий Бобрышев и другие.
Глава города Махачкалы, в частности, поделился опытом решения вопроса модернизации и расширения инфраструктуры жизнеобеспечения г. Махачкалы в условиях дефицита бюджетного финансирования.
Он отметил, что в существующих условиях муниципалитеты, особенно динамично развивающиеся города, не могут сделать всего и по всем направлениям в соответствии со своими полномочиями и обязательствами. Финансирование по линии федерального, республиканского и местного бюджетов не обеспечивало темпы обновления разных сфер жизнедеятельности в соответствии с растущими потребностями населения. Учитывая ограниченность возможностей муниципального бюджета, Администрация города Махачкалы взяла курс на ускорение реформы ЖКХ и стимулирование привлечения инвестиций в жилищную, коммунальную, социальную и производственную сферы.
За последние 5 лет бюджет города увеличился в 3 раза, возросли темпы роста объемов: промышленной продукции – в 3 раза, платных услуг – в 2,7 раза, розничного товарооборота – в 3 раза, поступление налогов – в 2 раза. И это одни из лучших показателей по Северному Кавказу. Во все уровни бюджета по Махачкале собирается 15,6 млрд рублей (в том числе: в федеральный бюджет более 1,8 млрд руб., во внебюджетные фонды РФ – 5 млрд руб., в консолидированный бюджет республики – 6,5 млрд руб., в муниципальный бюджет – 2,3 млрд руб. собственных доходов), это более 80% от налоговых сборов по всей республике. Но все же собирая во все уровни бюджета 15,6 млрд рублей, город поставлен на грань выживания. В пересчете на душу населения расходы городского бюджета за последние 5 лет составляют примерно 7-8 тысяч рублей, что кратно ниже расходов других российских крупных городов. Этого хватает только для выживания. Для дальнейшего развития в бюджете нет средств. В городе огромная нехватка мест в детских дошкольных учреждениях, ученических и койко-мест в медицинских учреждениях. Президентом Российской Федерации В. Путиным в майских указах 2012 года поставлена задача решить проблему с детскими дошкольными учреждениями за 3-4 года. С этой целью мы предложили Президенту Республики Дагестан М.М. Магомедову ежегодно оставлять в городе 1 млрд рублей из дополнительно собираемых по городу Махачкале налогов.Муниципалитеты должны развиваться – вот главный вопрос, отметил Глава города Махачкалы.
Михаил Чернышев уточнил:
– Каков бюджет Махачкалы?
– 6 млрд рублей.
– При таком бюджете город в хорошем состоянии. Вам честь и хвала.